Почему организационная структура так важна для бизнеса

Бизнес похож на организм — если “органы”-отделы не работают слаженно, его жизнь будет очень недолгой. Поэтому крайне важно, чтобы каждый сотрудник работал самоотверженно и с большим КПД. Достичь этого поможет организованная оргструктура.

Оргструктура компании делится на фактическую и плановую:

  • на огромном листе бумаги изобразите детальную структуру компании: все департаменты и отделы, кто кому подчиняется и за что отвечает;
  • на втором листе изобразите, какую структуру компании видите в ближайшем будущем — какие будут отделы, сколько человек будет работать и какие будут между ними связи.

Крайне важно правильно распределить функционал. Помните — один сотрудник может выполнять несколько функций, но одну функцию нельзя распределять между несколькими работниками.

Теперь время подумать, как ситуацию из первого листа превратить в ситуацию со второго. Для этого осуществите следующие шаги:

  1. Тщательный анализ действующей структуры. Оргструктура только на первый взгляд напоминает схему, в которой все сотрудники следуют иерархии. На самом деле она четко показывает, какая численность сотрудников оптимальна. Отслеживая изменения в структуре, вы можете сопоставить их с большой эффективностью бизнеса. Также обязательно учитывайте неформальную структуру, которая не совпадает с официальной. Например, один из топ-менеджеров — недавно нанятый сотрудник, но по всем важным вопросам коллектив советуется с опытным работником. Вот он и есть настоящий лидер отдела, хоть и неофициальный. Если разрушать неформальные связи, производительность упадет, а часть коллектива не примет изменений и уйдет.
  2. Изучите конкурентов, проанализируйте стандарты отрасли. Иногда лучшее решение лежит на поверхности. Посмотрите на конкурентов и гигантов рынка и позаимствуйте удачные решения. Не копируйте слепо — бизнес требует индивидуального планирования.
  3. Подсчитайте смету. Если сразу не учесть затраты, то “перестройка” превратится в черную дыру, пожирающую бюджет. Отталкивайтесь от основных показателей компании, рыночных тенденций и целевых показателей.
  4. Проанализируйте возможные риски. Составьте список осложнений, которые могут возникнуть сразу после внедрений новой структуры. Например, вы разделите сплоченную рабочую группу и потеряете ценных кадров. Будьте готовы бороться с этим.

Оргструктуры делятся на несколько видов:

  • Механистическая. Предполагает четкую иерархию и жесткую систему подчинения. Она подходит всем компаниям.
  • Функциональная. Группы сотрудников делятся по функциям и подчиняются топ-менеджерам. Оргструктура также подходит всем компаниям.
  • Органическая. Вертикальная иерархия нечеткая, функции четко не закреплены. Такой вид характерный для стартапов и молодых компаний.
  • Дивизионная. Она, в свою очередь, распределяется по продуктам или услугам, рынкам или географии. Работники объединяются в дивизионы, исходя из вышеуказанных признаков.

 

Подумайте, какая из них лучше подходит под ваш бизнес. С четким пониманием нынешней и будущей структуры компании вы оптимизируете издержки, минимизировать риски и стимулировать сотрудников к достижению высоких результатов.


Reader's opinions

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *



Продолжить чтение

В эфире
Title
Artist